Турбокомпрессор - все о нём

Чтобы увеличить мощность двигателя, изобретателями пока не придумано ничего лучшего, чем турбокомпрессор – агрегат, повышающий давление в камере сгорания за счет употребления энергии, выделяемой газовым выхлопом. В данной статье будет рассмотрено, как работает турбокомпрессор, его устройство и марки от различных производителей в России и за рубежом.

Как работает турбокомпрессор

В составе топливной горючей смеси, подающейся в двигатель внутреннего сгорания, находится воздух, который проникает туда при помощи работы клапана. Но этого недостаточно для полного сгорания топлива, и двигатель автомобиля не работает в полную силу. Поэтому конструкторам пришла в голову идея принудительной подачи воздуха под давлением в камеру сгорания мотора с помощью специального устройства, называемого турбонаддув или турбокомпрессор.

За счет использования турбокомпрессоров мощность двигателей машин возрастает на величину от 20 до 40%. При этом повышаются экологические показатели автомобиля, так как полное сгорание позволяет снизить вредные для здоровья выхлопы и понизить количество выделяемой при сгорании топлива сажи.

Двигатель с турбонаддувом потребляет больше топлива в количественном эквиваленте, но по сравнению с возрастанием мощности двигателя в целом расход топлива, наоборот, уменьшается.

Турбокомпрессор работает по довольно простому принципу. Выхлопной поток поступает через коллектор на турбину и оказывает давление на лопасти колеса, вращая его с большой скоростью. Вращение передается компрессорному валу, который нагнетает воздушный поток в коллектор впуска, повышая тем самым объем входящего в камеру сгорания воздуха, что способствует полноценному сгоранию топливной смеси в камере двигателя.

Как устроен турбокомпрессор

Турбонаддув на двигателях состоит из газовой турбины и компрессора центробежного типа. Корпуса турбины и компрессора имеют особую форму, за которую их прозвали «улитка».

В корпусе газовой турбины расположено колесо с лопастями, на которые подаются выхлопные газы и, ударяясь о них, вращают колесо турбины. Затем отработанные газы удаляются через центральное отверстие корпуса в выхлопную систему.

Похожее устройство имеет и центробежный компрессор. Компрессор и турбина соединяются валом, на который передается вращение турбинного колеса.турбокомпрессор камаз

Вследствие этого запускается и рабочее колесо компрессора, которое забирает воздух, поступающий сюда из атмосферы, и с силой нагнетает его в диффузор, откуда воздух под сильным давлением выталкивается во впускной коллектор камеры сгорания.

Корпус турбины в автомобилях изготавливается из очень прочных сплавов, а подшипники скольжения, благодаря которым турбина развивает большие обороты, всегда смазываются через маслопроводы.

Вес компрессоров не превышает 7 кг, они имеют довольно маленькие габариты, диаметры корпусов немного более 22 см. В автомобилях устанавливаются двухрядные двигатели, поэтому и количество устанавливаемых компрессоров равно двум – по числу рядов.

Типы турбокомпрессоров на от разных производителей

В зависимости от марки двигателя можно найти широкий ассортимент турбонаддувов, произведенных различными фирмами. Двигатели  принадлежат к четырем классам экологического норматива – от Евро 0, установленных на старые модели, до Евро 3.

Для старых двигателей 7403, принадлежащих к стандарту Евро 0, сейчас можно найти отличный и проверенный турбокомпрессор марки ТКР7Н-1, но этот стандарт уже уходит в прошлое.

На класс Евро 1 и Евро 2 с широко известными двигателями 740.11, 740.13, 740.31-240, 740.30-260, 740.50-360, 740.51-320 используются различные марки компрессоров ТКР7 и К27 в разных модификациях. Также пользуются популярностью импортные марки из Чехии и Германии CZ Strakonice и Schwitzer.

Класс Евро 3 комплектуется компрессорами К27-ТИ и Schwitzer S2B.

Так, как сейчас, на некоторые модели автомобилей установлены двигатели от американского производителя – фирмы то для этих моторов предусмотрен соответствующий турбонаддув, который несколько отличается от распространенных моделей турбокомпрессоров на своими характеристиками и конструктивными особенностями.

Мы знаем о плюсах турбокомпрессор, но есть и минусы. Минусы в его прихотливости. Рано или поздно наступает момент, когда нужен ремонт турбины. Бывает случаи когда турбина не подлежит ремонту. В таких случаях придется приобрести новый турбокомпрессор.